"ДИАГНОСТ"

Медицинский центр

Напишите нам

info@mc-diagnost.ru

Работаем

пн-пт: 08-00 до 17-00
сб-вс: 08-00 до 14-00

Синдром Аспергера

Синдромом Аспергера называют расстройство, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором, однако, способность детей к социализации остается относительно сохранной.

В соответствии с классификацией, принятой в современной психиатрии, это заболевание входит в пятерку нарушений аутистического характера, наряду с синдромом Ретта, детским дезинтегративным расстройством, аутизмом Каннера и атипичным аутизмом.

По данным некоторых зарубежных авторов, определенные признаки синдрома Аспергера отмечаются у 0,37-0,71% детей школьного возраста, причем примерно у половины таких школьников это нарушение остается не диагностированным.

Среди населения мужского пола синдром Аспергера встречается в 2-3 раза чаще.

Причины развития синдрома Аспергера у детей

К сожалению, точные причины этого расстройства до сих пор не установлены, но изучение продолжается по сей день.

В качестве одной из гипотез выдвигается предположение об аутоиммунной реакции организма матери, которая вызывает повреждение головного мозга ребенка внутриутробно.

Много разговоров ведется о комплексной вакцинации и негативных последствиях профилактических прививок, якобы перегружающих иммунную систему детей. Существует теория гормонального сбоя у плода, но научного подтверждения она пока что не нашла. Изучается связь между этим заболеванием и другими аутистическими расстройствами и недоношенностью, гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.

Вероятными факторами, влияющими на формирование синдрома Аспергера, называют генетическую предрасположенность, мужской пол, внутриутробные и постнатальные вирусно-инфекционные заболевания (в частности герпес, токсоплазмоз, краснуху, цитомегалию и др.), а также воздействие на плод токсических веществ в первые месяцы беременности.

Врачи отмечают, что синдром Аспергера, относящийся к расстройствам аутистического спектра, проявляется в особенностях социального взаимодействия и ограниченных интересах. Специалисты подчеркивают, что пациенты часто обладают высоким уровнем интеллекта и могут демонстрировать выдающиеся способности в определенных областях, таких как математика или искусство. Однако, несмотря на это, им может быть сложно устанавливать и поддерживать межличностные отношения. Врачи рекомендуют раннюю диагностику и индивидуализированный подход к терапии, включая поведенческую терапию и социальные навыки, что может значительно улучшить качество жизни пациентов. Также важно, чтобы окружающие, включая семью и учителей, понимали особенности поведения людей с этим синдромом, что способствует созданию поддерживающей и инклюзивной среды.

Психиатр Мартынихин И.А.: Синдром АспергераПсихиатр Мартынихин И.А.: Синдром Аспергера

Симптомы синдрома Аспергера у детей

Синдром Аспергера – это сложное первазивное (т.е. общее) нарушение, откладывающее отпечаток на все грани личности ребенка. Расстройство включает в себя трудности социализации, интенсивные, но узконаправленные интересы, особенности поведения и речевого профиля.

1. Социальные трудности

В младенческом возрасте симптомами синдрома Аспергера могут быть нарушения сна (частые пробуждения, затруднение засыпания, чувствительный сон), раздражительность ребенка или, напротив, повышенное спокойствие, избирательность в питании.

Специфические признаки синдрома Аспергера, проявляющиеся нарушением общения, обычно проявляются к 2-3 годам, когда дети идут в детский сад. Они плохо адаптируются к новым условиям, тяжело расстаются с родителями, не вступают в дружеские отношения, не играют с другими детьми, предпочитают держаться обособлено.

Расстройства социального поведения проявляются равнодушием к чувствам и эмоциям других людей, которые они выражают жестами, мимикой и оттенками речи. Также такие дети неспособны выражать и собственное эмоциональное состояние. Именно поэтому они кажутся черствыми, эгоцентричными, эмоционально холодными и бестактными.

2. Особенности интеллекта и вербального общения

В отличие от детей с классическим аутизмом, при синдроме Аспергера отмечается средний или даже выше среднего интеллект. Однако при обучении выявляются неспособность к осмыслению, недостаточное развитие абстрактного мышления, отсутствие навыков самостоятельного решения задач. Даже при наличии энциклопедических знаний и феноменальной памяти большинство детей не могут применять свои знания в нужный момент. Тем не менее, дети-аспергеры часто добиваются значительных успехов в областях, которыми интересуются особенно, обычно это программирование, математика, философия, история и география. И, хотя круг их интересов ограничен, отдаются они им страстно и даже фанатично.

Речевое развитие детей с синдромом Аспергера к 5-6 годам обычно опережает формирование речи сверстников. Они говорят грамматически правильно, но монотонно, в медленном или ускоренном темпе.

Зачастую такие детки не могут первыми начать разговор и не в состоянии поддержать беседу, если тема выходит за область их интересов. Другими словами несмотря на потенциально высокие навыки речи, они не умеют использовать язык как средство коммуникации.

3. Особенности сенсорного и моторного развития

Одним из симптомов синдрома Аспергера является расстройство сенсорной чувствительности, проявляющееся повышенной восприимчивостью к тактильным, звуковым и визуальным стимулам (прикосновениям к телу, звуку капающей воды, яркому свету, уличному шуму и т.д.). С самого детства аспергеры отличаются стереотипностью поведения и излишней педантичностью. Они изо дня в день выполняют рутинные ритуалы, и любое изменение порядка действий или условий вызывает у них беспокойство и тревогу.

Еще одним характерным признаком синдрома Аспергера являются определенные гастрономические пристрастия, из-за чего ребенок категорически отрицает любое новое блюдо.

При этом расстройстве у детей, как правило, нарушены координация движений и моторные навыки. Они дольше учатся застегивать пуговицы и т.п., в школе имеют неаккуратный почек, достаточно часто страдают от навязчивых страхов (боязни ветра, дождя и др.).

Диагностика синдрома Аспергера

Некоторые черты данного синдрома могут быть замечены у ребенка его родителями, воспитателями или учителями, педиатром, логопедом. Однако окончательный диагноз может поставить только психолог, для чего он использует нейропсихологические тесты на синдром Аспергера и методы анкетирования, наблюдает за ребенком. Критерии диагностики, разработанные ВОЗ, позволяют оценить способность детей к социальным контактам.

Синдром Аспергера, относящийся к расстройствам аутистического спектра, вызывает множество обсуждений и мнений. Многие люди, знакомые с этим синдромом, отмечают, что его носители обладают уникальными способностями, такими как высокая концентрация на интересующих их темах и глубокое понимание специфических областей. Однако, несмотря на эти положительные аспекты, часто упоминаются трудности в социальном взаимодействии и восприятии невербальных сигналов.

Среди родителей детей с синдромом Аспергера можно услышать как слова поддержки, так и беспокойства о будущем своих детей. Некоторые говорят о необходимости более глубокого понимания и принятия таких людей в обществе, чтобы они могли раскрыть свой потенциал. В то же время, существует мнение, что общество недостаточно информировано о данном расстройстве, что приводит к стереотипам и предвзятости.

Таким образом, обсуждение синдрома Аспергера открывает важные вопросы о принятии, поддержке и понимании людей с особыми потребностями.

Люди с синдром АспергераЛюди с синдром Аспергера

Лечение синдрома Аспергера

Специальных методов лечения этого заболевания не существует. В индивидуальных случаях пациентам назначаются психотропные препараты, всем детям рекомендуются занятия с логопедом, тренинги социальных навыков и когнитивно-поведенческая психотерапия.

Успешность социальной адаптации аспергенов во многом зависит от правильной организации их психолого-педагогического сопровождения на разных этапах их жизни, в частности от помощи родителей и педагогов. Полностью преодолеть нарушение невозможно, однако треть больных способны создавать семьи и работать в коллективе. И только у 5% детей во взрослом возрасте проблемы социальной адаптации полностью компенсируются, и выявить их можно только с помощью нейропсихологического теста на синдром Аспергера.

Вопрос-ответ

Отличие синдрома Аспергера от высокофункционального аутизмаОтличие синдрома Аспергера от высокофункционального аутизма

Как ведут себя люди с синдромом Аспергера?

Людям с синдромом Аспергера свойственна зацикленность: стереотипные, повторяющиеся действия, однообразные интересы и занятия. Они часто неуклюжи в движениях, при этом речь и умственные способности не страдают — среди людей с синдромом нередко встречаются талантливые личности.

Чем аутизм отличается от синдрома Аспергера?

Аутизм как легких, так и тяжелых форм отличается нарушением социальных коммуникаций и когнитивных функций в той или иной мере. При синдроме Аспергера сохраняется речь и мышление, однако существенно страдает социальное взаимодействие, как вербальная, так и невербальная коммуникация, и проявляются особенности поведения.

Как выглядят аспергеры?

Оно может включать движения руками, например, взмахи и вращение, или более сложные движения всем телом. Такие движения обычно повторяются сериями и выглядят более добровольными и ритуалистическими, чем тики, которые обычно более быстры, менее ритмичны и реже симметричны.

Как узнать, есть ли у ребенка синдром Аспергера?

Чтобы узнать, есть ли у ребенка синдром Аспергера, необходимо обратиться к специалисту, такому как детский психиатр или психолог, который проведет комплексную оценку. Это может включать наблюдение за поведением ребенка, анализ его социальных навыков, коммуникации и интересов, а также использование специализированных тестов и опросников. Раннее выявление и диагностика помогут в дальнейшем подобрать подходящее лечение и поддержку.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите информацию о синдроме Аспергера. Понимание особенностей этого расстройства поможет вам лучше осознать, как оно влияет на поведение и восприятие мира человека. Чтение книг, статей и участие в семинарах могут значительно расширить ваши знания.

СОВЕТ №2

Общайтесь с людьми, которые имеют синдром Аспергера, и их близкими. Личный опыт и истории могут дать вам уникальную перспективу и понимание, а также помочь развить эмпатию и терпимость.

СОВЕТ №3

Создайте поддерживающую среду. Если вы знаете человека с синдромом Аспергера, старайтесь быть терпеливым и поддерживать его в социальных ситуациях. Помогите ему адаптироваться, предоставляя ясные инструкции и поддержку в сложных моментах.

СОВЕТ №4

Не забывайте о важности профессиональной помощи. Если вы или кто-то из ваших близких сталкивается с синдромом Аспергера, консультация с психологом или психиатром может быть полезной для разработки стратегий управления симптомами и улучшения качества жизни.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Записаться на прием

+7 (343) 289-01-65

График работы клиники:

пн-пт: 08-00 до 17-00
сб-вс: 08-00 до 14-00

Адрес клиники:

Екатеринбург, Вторчермет, ул. Военная, 14

ООО «МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР-ДИАГНОСТ»

ИНН 6679113968

ОГРН  1186658007370

лицензия Л041-01021-66/00325952 от 02.08.2018

© 2022 “ДИАГНОСТ” медицинский центр

Обращаем Ваше внимание на то, что цены на услуги и сроки готовности результатов анализов, опубликованные на сайте носят информационный характер. Информация на сайте не является публичной офертой. Всю информацию необходимо уточнять у администрации клиники.