Аутизм – расстройство в развитии нервной системы, которое характеризуется всесторонним выраженным дефицитом общения и социального взаимодействия, ограниченной сферой интересов больного и повторяющимися действиями.
Аутизм обнаруживается уже в детском возрасте (до трех лет). Аутизм у детей – не редкое заболевание – из 150 детей один имеет подобное психическое нарушение.
Аутизм встречается в разных расовых, этнических и социальных группах. Чаще всего аутизмом страдают мальчики.
Причины аутизма
До настоящего времени точно не установлено, какие именно факторы вызывают развитие аутизма у детей. Ни одна из гипотез по поводу причин аутизма до сих пор не имеет достаточного обоснования.
Но точно установлено, что плохие взаимоотношения в семье и непонимание близких не могут выступать в качестве причин аутизма.
Есть предположение, что причиной аутизма является сочетание наследственности, неблагоприятного воздействия среды на плод в период внутриутробного развития (инфекционные заболевания женщины, воздействия токсических веществ), осложнений в процессе родов.
Установлено, что если один ребенок в семье страдает аутизмом, то опасность обнаружения аутизма у последующего малыша увеличивается в 2,8 раза. Риск того, что ребенок родится с аутизмом, увеличивается, ели кто-нибудь из его родителей является аутистом.
Врачи подчеркивают, что аутизм — это сложное нейроразвивающее расстройство, которое проявляется в различных формах и степени тяжести. Специалисты отмечают, что ранняя диагностика и интервенция играют ключевую роль в поддержке детей с аутизмом. Они рекомендуют родителям внимательно наблюдать за развитием ребенка и обращаться за помощью при первых признаках отклонений в социальном взаимодействии или коммуникации.
Медики также акцентируют внимание на важности индивидуального подхода к каждому пациенту, так как аутизм может проявляться по-разному. Психологи и психиатры подчеркивают, что комплексная терапия, включающая поведенческую, образовательную и медицинскую поддержку, может значительно улучшить качество жизни таких детей. Врачи призывают общество к большей толерантности и пониманию, чтобы создать инклюзивную среду для людей с аутизмом.
Симптомы аутизма
Аутизм по-разному проявляется у разных людей. Каждый больной аутизмом неповторим.
Для того чтобы поставить диагноз «аутизм», пациент должен иметь следующую триаду симптомов аутизма:
- нарушения во взаимной коммуникации;
- недостаточность социальных взаимодействий;
- ограниченные интересы, ритуальные действия, повторяющееся поведение.
По отдельности эти признаки аутизма можно наблюдать и у обычных людей, наличие же их сочетания у одного человека дает основания для предположения у него расстройства аутистического характера.
Выраженнее всего симптомы аутизма в детском возрасте, также их можно наблюдать и у взрослых, но в более мягкой форме.
Признаки аутизма изменяются вместе с возрастом больного.
В большинстве случаев признаки аутизма у детей проявляются уже в первый год жизни. К ним относят следующее поведение ребенка до 2-летнего возраста:
- Малыш почти не улыбается;
- Ребенок не смотрит на лица родителей;
- Ребенок не проявляет привязанности к матери: не улыбается, когда видит ее, не плачет, когда она уходит, не просится на руки;
- К 1 году ребенок не гулит, к 16 месяцам – не говорит простые слова, к 2 годам – не произносит простых предложений;
- Малыш проявляет агрессивность к другим детям, не играет и не общается с ними;
- Ребенок неадекватно реагирует на несильные раздражители (неяркий свет, негромкий шум), очень пугается при этом;
- Малыш играет лишь с одной игрушкой или ее частью и оставляет без внимания другие игрушки.
Такое поведение ребенка еще не является признаками аутизма, но обязательно должно насторожить родителей.
В возрасте от 2 до 11 лет симптомы аутизма у детей сохраняются те же, также к ним добавляются новые:
- Ребенок все время может повторять один и тот же звук или слово;
- В 3-4 года знает только несколько слов или совсем не разговаривает;
- Малыш сам не начинает разговор, не поддерживает его и не стремится к общению;
- Смена привычной для ребенка обстановки вызывает у него тревогу. Он придерживается некоторых стереотипных действий (так называемых ритуалов);
- Ребенок с трудом приобретает новые навыки. Достигнув школьного возраста, он не может научиться читать и писать;
- Ребенок может проявлять интерес к какому-нибудь виду деятельности: математике, музыке, рисованию.
В 11-12 лет ребенок с аутизмом, как правило, осваивает элементарные навыки общения с окружающими, но, несмотря на это, всегда проявляет стремление к одиночеству, не имея потребности в общении.
Половое развитие аутичного ребенка протекает довольно сложно. Он может проявлять агрессию к окружающим, у него может развиться тревожное расстройство, депрессия или эпилепсия.
Признаки аутизма во взрослом возрасте зависят от тяжести протекания заболевания. Обычно они проявляются в следующем:
- непонимание простых правил общения: человек может слишком пристально смотреть в глаза собеседнику или избегать зрительного контакта, может стоять слишком близко к собеседнику или, наоборот, сильно удалиться от него, может говорить очень громко или очень тихо;
- обедненная мимика и жестикуляция;
- непонимание эмоций, чувств и намерений окружающих;
- отсутствие осознания того, что данное поведение может кого-то обидеть;
- человек не может первым начать разговор;
- отсутствие способности выстраивать дружеские или романтические отношения;
- небольшой словарный запас, частое повторение определенных слов и фраз;
- отсутствие интонаций в речи;
- спокойствие и уверенность в привычных ситуациях, сильные переживания при смене обстановки и изменении ситуации;
- сильная привязанность к отдельным местам, предметам, привычка.
Легкая форма аутизма позволяет человеку в 20-25 лет жить самостоятельно и независимо от родителей, в той или иной степени. Это становится возможным, если аутист имеет достаточные умственные способности и навыки общения с окружающими.
Более тяжелые формы аутизма требуют постоянного присмотра за больным его близкими, особенно в тех случаях, когда он имеет слабый интеллект и не умеет разговаривать.
Аутизм — это тема, которая вызывает множество мнений и обсуждений. Многие люди считают, что аутизм — это просто диагноз, который не определяет личность человека. Другие же подчеркивают важность понимания и поддержки таких людей в обществе. Некоторые родители делятся своими историями о том, как они учатся общаться и взаимодействовать с детьми, имеющими аутизм, находя уникальные способы установить связь. В то же время, существует множество стереотипов, которые мешают обществу правильно воспринимать аутистов. Например, некоторые считают, что аутисты не могут испытывать эмоции или дружить, что является заблуждением. Важно, чтобы общество осознавало, что каждый человек уникален, и аутизм — это лишь одна из граней человеческой природы. Обсуждение аутизма помогает разрушать барьеры и способствует более инклюзивному обществу.
Лечение аутизма
В настоящее время способов лечения аутизма, которые привели бы к полному избавлению от данного заболевания, нет.
Огромное значение в лечении аутизма имеет семейная терапия, так как только близкие люди ребенка с аутизмом могут оказать ему помощь при адаптации к условиям внешнего мира.
Родителям, которые осуществляют уход за аутичным ребенком, необходимо уделить внимание планированию перерывов в течение дня, чтобы сэкономить моральные и физические силы, необходимые для того, чтобы полноценно заботиться о таком ребенке.
Родителям лучше всего обращаться за специализированной помощью, так как самим справиться с такой проблемой очень сложно.
Кроме того, в настоящее время существует множество методик, позволяющих аутичным людям научиться жить в обществе. Для лечения аутизма разрабатываются программы реабилитации, открываются курсы поведенческой терапии, специальные школы для детей с аутизмом.
Самыми распространенными учебными программами являются:
- программа ТЕАССН. Методика основывается на индивидуальном подходе, разрабатываемом в зависимости от особенностей, потребностей ребенка и целей обучения;
- прикладной поведенческий анализ – учебная программа, помогающая научить ребенка анализировать собственное поведение;
- методика «Больше, чем слова» помогает родителям аутичного ребенка понять, какими способами он может общаться с окружающими;
- «Время на полу». Основу этой учебной методики составляет игра с ребенком, которая является частью лечения и формирования коммуникативных навыков;
- система общения путем обмена карточками. Методика используется при тяжелых формах аутизма. Ребенка учат запоминать, что значит каждая карточка, чтобы он использовал их для общения.
Вопрос-ответ
Что такое аутизм простыми словами?
Аутизм, а точнее – расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.
Как понять, что человек аутизм?
Чтобы понять, что у человека аутизм, следует обратить внимание на ряд признаков, таких как трудности в социальном взаимодействии, ограниченные интересы и повторяющееся поведение. У людей с аутизмом могут быть проблемы с невербальным общением, трудности в понимании социальных норм и эмоций других людей, а также предпочтение к рутинным действиям. Однако для точной диагностики необходимо обратиться к специалистам, так как аутизм проявляется у каждого человека по-разному.
Как себя ведет человек с аутизмом?
Как проявляется аутизм у взрослых? Трудности в понимании невербальных сигналов: жесты и мимика могут оставаться незамеченными. Например, человек не замечает, что собеседник начинает зевать или отворачивается. Неумение поддерживать разговор: часто такие люди могут говорить о своих интересах, но не умеют задавать вопросы.
Как ведут дети с аутизмом?
Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).
Советы
СОВЕТ №1
Изучите особенности аутизма. Понимание различных проявлений аутизма поможет вам лучше взаимодействовать с людьми, имеющими этот диагноз. Чтение литературы, посещение семинаров и общение с профессионалами в области психологии могут значительно расширить ваши знания.
СОВЕТ №2
Слушайте и поддерживайте. Люди с аутизмом могут испытывать трудности в общении. Будьте терпеливы и открыты к их способам выражения мыслей и чувств. Постарайтесь создать комфортную атмосферу, где они смогут свободно делиться своими переживаниями.
СОВЕТ №3
Участвуйте в жизни сообщества. Присоединяйтесь к группам поддержки или волонтерским организациям, работающим с людьми с аутизмом. Это не только поможет вам лучше понять их потребности, но и позволит внести свой вклад в улучшение их качества жизни.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на индивидуальные особенности. Каждый человек с аутизмом уникален, и его потребности могут сильно различаться. Постарайтесь узнать о предпочтениях и интересах конкретного человека, чтобы лучше адаптировать свое взаимодействие с ним.