"ДИАГНОСТ"

Медицинский центр

Напишите нам

info@mc-diagnost.ru

Работаем

пн-пт: 08-00 до 17-00
сб-вс: 08-00 до 14-00

Нарушение психического развития

Нарушение психического развития (или НПР) – это состояние, характеризующееся нарушением сроков и темпов формирования различного рода психических функций, сфер психики и отдельных их составляющих. В большинстве случаев такая ситуация ассоциируется с умственной отсталостью, а также частичной или полной утратой способности к познанию. Однако по мере взросления клиническая картина становится более стертой, а такие ее проявления, как личностная незрелость и негрубые нарушения познавательной функции, становятся менее выраженными.

Причины нарушений психического развития

Довольно часто первые проявления нарушений психического развития отмечаются еще в период младенчества. В основном они являются следствием поражающих организм патологических процессов и всевозможных травм. Негативное воздействие на нормальное течение процессов формирования психики способны оказывать три типа факторов: экзогенные (например, питание или экологическая обстановка), патогенные (к примеру, негативно влияющие на организм социальные факторы), а также сочетание патогенных и биологических (к ним относятся патологии беременности, недоношенность ребенка, травмы, полученные в процессе родов, и т.д.).

Наиболее распространенными причинами нарушений психического развития являются:

  • Аномалии и пороки развития головного мозга;
  • Патологические процессы, обусловленные “плохой” наследственностью (так, нарушение развития психики может развиться как результат фенилкетонурии или гомоцистинурии);
  • Наследственные заболевания, которые обусловливаются количественным или качественным изменением хромосомной структуры (среди них синдромом Патау, синдром Дауна, полисомия по Х- или У-хромосоме и т.д.);
  • Поражение головного мозга ребенка в период беременности или непосредственно в процессе родов;
  • Эпилепсия;
  • Водянка головного мозга (гидроцефалия);
  • Раннее закрытие черепных швов (краниостеноз);
  • Новообразования, развивающиеся в тканях головного мозга;
  • Митохондриальные болезни;
  • Заболевания, сопровождающиеся врожденным или приобретенным нарушением течения обменных процессов и характеризующиеся патологическим накоплением в клетках и различных тканях метаболитов (накопительные ретикулезы);
  • Эпителический синдром;
  • Факоматозы;
  • Врожденные эндокринные заболевания;
  • Аутистические расстройства (аутизм, синдром Ретта и т.д.);
  • Различного рода соматические патологии;
  • Ухудшение зрительной функции;
  • Ухудшение слуховой функции.

Кроме того, в отдельных случаях причинами нарушений психического развития могут стать неблагоприятные социальные факторы, например, недостаток уделяемого ребенку внимания, его насильственный отрыв от матери, недостаток педагогического воспитания, дефицит воспитания, отрыв от нормальной социальной среды, неблагоприятные условия в семейном кругу или окружающем малыша обществе и т.д.

Врачи отмечают, что нарушение психического развития у детей является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, поскольку своевременное вмешательство может значительно улучшить качество жизни ребенка. Психиатры и неврологи указывают на множество факторов, влияющих на развитие, включая генетические предрасположенности, экологические условия и социальное окружение. Врачи также акцентируют внимание на необходимости междисциплинарного взаимодействия: психотерапевты, логопеды и педагоги должны работать в команде для создания индивидуальных программ реабилитации. Важно, чтобы родители были вовлечены в процесс и получали поддержку, что поможет ребенку адаптироваться и развиваться в обществе.

ЗПР или Задержка психического развития ребёнка | причины и как определить проблему | как справитьсяЗПР или Задержка психического развития ребёнка | причины и как определить проблему | как справиться

Типы нарушений психического развития

Нарушение психического развития у детей и подростков, также называемое психическим дизонтогенезом, возникает в результате расстройства и нарушения созревания отдельных функций и структур головного мозга.

Согласно одной из классификаций, все нарушения психического развития делят на ретардацию и асинхронию. Ретардация характеризуется тем, что развитие психики у ребенка отстает от общепринятых для конкретного возраста психологических форм или приостанавливается. Асинхрония же представляет собой состояние, при котором у ребенка одни функции развиваются опережающими темпами, а другие, напротив, отстают в развитии (так называемая психическая дисгармония).

Еще одна классификация типов нарушений психического развития у детей предложена Г.Е. Сухаревой и К.С. Лебединской. В соответствии с ней выделяют:

  • Общее стойкое недоразвитие, сопровождающееся ярко выраженной незрелостью систем головного мозга (преимущественно тех, которые являются наиболее сложными и обладают длительным периодом формирования);
  • Задержанное развитие, характеризующееся замедленными темпами формирования эмоциональной сферы и сферы познания, а также их временной фиксацией в предшествовавших возрастных этапах;
  • Поврежденное развитие психики, характеризующееся тем, что патологическое воздействие на головной мозг отмечается не в постнатальном периоде, а значительно позже – приблизительно после 2-3-летнего возраста, когда большая часть структур головного мозга уже сформировались (в качестве примера подобного нарушения психического развития у детей можно рассматривать органическую деменцию);
  • Дефицитарное развитие, которое определяется грубым недоразвитием или повреждением различных анализаторных структур (например, слуха или зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Следует отметить, что именно этому типу нарушения психического развития соответствует наибольшее количество примеров того, как при повреждении отдельных сенсорных систем включается компенсаторный механизм, позволяющий при адекватном воспитании и обучении задействовать другие каналы связи с окружающим миром и активизировать интеллектуальные возможности;
  • Искаженное развитие, которое представляет собой сложную комбинацию общего психического недоразвития с задержанным, ускоренным и поврежденным развитием некоторых психических функций, что является причиной формирования качественно новых патологических образований;
  • Дисгармоничное развитие, которое структурно сходно с искаженным развитием (и в первом, и во втором случае ретардация отдельных систем сочетается с парциальной акселерацией других). Отличием же является то, что в основе дисгармоничного нарушения лежит текущий болезненный процесс, который на различных этапах создает разные виды межфункциональных связей, а стойкая диспропорциональность психики, наблюдающаяся преимущественно в эмоционально-волевой сфере, является врожденной или же приобретается в раннем возрасте.

Нарушение психического развития — это тема, которая вызывает много обсуждений и разногласий. Многие люди считают, что такие расстройства могут быть следствием как генетических факторов, так и влияния окружающей среды. Родители детей с подобными нарушениями часто сталкиваются с непониманием и предвзятостью со стороны общества, что усугубляет их ситуацию. Психологи и педагоги подчеркивают важность ранней диагностики и индивидуального подхода к каждому ребенку. Общество постепенно начинает осознавать, что поддержка и терпимость к людям с нарушениями психического развития необходимы для их полноценной интеграции. Важно создавать условия, где каждый сможет развиваться и реализовывать свой потенциал, независимо от особенностей.

Профилактика нарушений психического развития

Ведущую роль в предотвращении нарушений психического развития отводят комплексу профилактических мероприятий.

Первым шагом к профилактике нарушений психического развития является своевременное и регулярное посещение педиатра. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребенка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.

В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования.

К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят:

  • Создание благоприятной для психического развития ребенка среды;
  • Избегание конфликтов в кругу семьи;
  • Исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребенка.
Нарушения психического развития у детей .Разбор клинических случаев .Взгляд психиатраНарушения психического развития у детей .Разбор клинических случаев .Взгляд психиатра

Вопрос-ответ

Что такое нарушение психического развития?

Психический дизонтогенез (нарушение психического развития) — это патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.

Синдром задержки психического развития у детейСиндром задержки психического развития у детей

Как ведут себя люди с ЗПР?

ЗПР – это замедление нормальной скорости психического развития, когда у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков и эмоциональных проявлений. Часто патология выражается в снижении концентрации внимания, плохой памяти, незрелости мышления и быстрой утомляемости.

Что такое нарушения психического развития?

К таким нарушениям относятся умственная отсталость, детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, нарушения речи и обучения, нарушения зрения и потеря слуха.

В чем выражается задержка психического развития?

Эмоциональная сфера, личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту. Если вы заметили признаки нарушения психического развития у себя или у близкого человека, важно не откладывать визит к психологу или психиатру. Профессиональная диагностика поможет определить степень проблемы и выбрать правильный подход к лечению.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте человеку с нарушениями психического развития комфортные условия для жизни. Это может включать в себя создание рутины, стабильности и предсказуемости в повседневной жизни, что поможет снизить уровень стресса и тревожности.

СОВЕТ №3

Занимайтесь развитием навыков. Используйте игры и занятия, которые способствуют развитию когнитивных и социальных навыков. Это может быть чтение, рисование, настольные игры или занятия спортом. Важно делать это в игровой форме, чтобы процесс обучения был увлекательным.

СОВЕТ №4

Общайтесь и делитесь опытом. Присоединяйтесь к группам поддержки для родителей или людей, сталкивающихся с подобными проблемами. Общение с теми, кто прошел через похожие ситуации, может дать полезные советы и эмоциональную поддержку.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Записаться на прием

+7 (343) 289-01-65

График работы клиники:

пн-пт: 08-00 до 17-00
сб-вс: 08-00 до 14-00

Адрес клиники:

Екатеринбург, Вторчермет, ул. Военная, 14

ООО «МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР-ДИАГНОСТ»

ИНН 6679113968

ОГРН  1186658007370

лицензия Л041-01021-66/00325952 от 02.08.2018

© 2022 “ДИАГНОСТ” медицинский центр

Обращаем Ваше внимание на то, что цены на услуги и сроки готовности результатов анализов, опубликованные на сайте носят информационный характер. Информация на сайте не является публичной офертой. Всю информацию необходимо уточнять у администрации клиники.