Чтобы правильно написать предложение, его необходимо мысленно выстроить, проговорить, разбить на составляющие слова, обозначить границы каждого слова и сохранить нужный порядок написания. В том случае, когда у ребенка есть нарушение хотя бы одной из следующих функций: слуховой дифференциации звуков, звукового анализа, пространственного представления, правильного произношения звуков, зрительного анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи – можно говорить о дисграфии.
Дисграфией называют специфическое расстройство письменной речи, что проявляется многочисленными типичными ошибками и обусловлено несформированностью высших психических функций, которые непосредственно участвуют в процессе овладения навыками письма. Без специального обучения устранить такие ошибки невозможно. А учитывая то, что подобные нарушения являются серьезным препятствием для овладения детьми грамоты, обязательно требуется коррекция дисграфии.
Коррекция дисграфии у младших школьников
Поскольку расстройство письменной речи обнаруживается, как правило, когда ребенок идет в школу, то и коррекция дисграфии обычно проводится именно в этом возрасте.
Коррекцией дисграфии у младших школьников занимается логопед и детский психолог. Первый разрабатывает тактику занятий, направленных на устранение нарушений, а второй помогает ребенку преодолеть сложности в отношениях с одноклассниками и педагогами в школе, ведь таких деток обычно считают неспособными к обучению, и они часто становятся объектом насмешек.
Существует множество способов коррекции дисграфии у школьников младших классов, среди которых можно выделить:
- Исправление дефектных звуков;
- Развитие памяти и мышления;
- Формирование фонематического восприятия слов;
- Развитие способностей анализа и синтеза слов;
- Улучшение слухового и пространственного восприятия;
- Формирование звуко-буквенного анализа;
- Развитие способностей выстраивать фразы и связные предложения (связную речь);
- Обогащение словарного запаса;
- Формирование грамматической стороны речи;
- Письменные занятия для закрепления усвоенных навыков.
Врачи, занимающиеся коррекцией дисграфии, подчеркивают важность раннего выявления и индивидуального подхода к каждому ребенку. Специалисты отмечают, что дисграфия может проявляться в различных формах, и для успешной коррекции необходимо учитывать не только уровень письменной речи, но и сопутствующие проблемы, такие как дислексия или нарушения внимания. Врачи рекомендуют использовать комплексные методы, включая логопедические занятия, игровые техники и современные технологии, что позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Также акцентируется внимание на сотрудничестве с родителями, которые играют ключевую роль в поддержке и мотивации ребенка. В целом, мнения врачей сходятся на том, что с правильным подходом и терпением можно значительно улучшить навыки письма у детей с дисграфией.
Коррекция оптической дисграфии
Всего выделяют пять разновидностей дисграфии, которые различают по виду несформированности или нарушения определенных операций письма:
- Артикуляторно-акустическую, которая связана с нарушением фонематического восприятия, артикуляции и звукопроизношения;
- Акустическую, обусловленную нарушением только фонемного распознавания;
- Аграмматическую, характеризующуюся недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
- Обусловленную несформированностью языкового анализа и синтеза;
- Оптическую, которой свойственны нарушения зрительно-пространственных представлений.
Последняя – одна из наиболее встречаемых форм дисграфии, характеризующаяся неустойчивостью зрительных восприятий, в результате чего ребенок не распознает отдельные буквы или незнакомые ему шрифты и как результат, при письме путает графические сходные рукописные буквы.
В своей книге «Коррекция оптической дисграфии» учитель-логопед высшей категории с многолетним стажем работы Елена Витальевна Мазанова предлагает проводить коррекционно-логопедическую работу по таким направлениям, как:
- Формирование пространственных и временных представлений;
- Развитие слухового анализа и синтез;
- Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
- Развитие способности узнавать предметы по чувственным восприятиям (цвету, величине, форме);
- Расширение объема зрительной памяти;
- Обучение графической символизации;
- Формирование графомоторных навыков;
- Обучение дифференциации букв с кинетическим и оптическим сходством.
Для реализации данных заданий коррекция дисграфии по Мазановой включает самые разнообразные упражнения.
Например, с целью улучшения цветового восприятия проводятся занятия по:
- Подбору или группировке картинок к определенному цветовому фону;
- Называнию цветов изображенных предметов;
- Закрашиванию геометрических фигур в определенные цвета и т.д.
Для развития предметно-зрительного гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям) практикуются упражнения по:
- Называнию контурных, наложенных, зашумленных и перечеркнутых изображений предметов;
- Определению, что нарисовано неправильно;
- Дорисовыванию нарисованных наполовину предметов и их называнию и т.д.
Для развития зрительной памяти при коррекции дисграфии проводятся занятия по:
- Запоминанию картинок или предметов и нахождению их среди похожих объектов;
- Запоминанию ряда изображений с последующим воспроизведением;
- Запоминанию последовательности расположения с последующим восстановлением перепутанных предметов и т.д.
Для коррекции дисграфии Мазанова рекомендует особое внимание уделять дифференциации букв на всех уровнях организации речевой деятельности в такой последовательности: при изолированном написании букв, их написании в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Коррекция дисграфии — важная тема для многих родителей и педагогов. Многие отмечают, что своевременное вмешательство специалистов значительно улучшает навыки письма у детей. Родители делятся положительными отзывами о занятиях с логопедами, которые используют индивидуальный подход и современные методики. Важно, что коррекция не только помогает справиться с трудностями в письме, но и повышает уверенность ребенка в себе. Некоторые родители подчеркивают, что занятия в группе также способствуют социализации и развитию коммуникационных навыков. Однако, несмотря на положительные результаты, многие сталкиваются с трудностями в поиске квалифицированных специалистов и доступных программ. В целом, обсуждения на форумах и в социальных сетях показывают, что поддержка и понимание со стороны взрослых играют ключевую роль в успешной коррекции дисграфии.
Коррекция дисграфии и дислексии
Довольно часто дисграфия сочетается с дислексией, которая проявляется нарушениями процесса чтения (чаще всего пропусками отдельных букв и даже слогов) и обусловлена сложностью распознавания букв, недоразвитостью внимания и трудностью пространственного восприятия.
При наличии у ребенка обоих этих нарушений к коррекции требуется подход, который включает в себя 4 этапа:
- Диагностический;
- Подготовительный;
- Коррекционный;
- Оценочный.
Диагностический этап подразумевает изучение состояния лексико-грамматической стороны речи у ребенка, написание с детьми диктантов и анализ результатов.
Подготовительный период коррекции дисграфии и дислексии включает занятия на общее развитие моторики, памяти, пространственно-временных представлений и мышления.
Коррекционный этап направлен на преодоление расстройств. Занятия проводятся преимущественно на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровнях. Также работа подразумевает устранение проблем со звукопроизношением, речью и чтением.
На последнем этапе оценивают результаты методом проведения повторных проверок навыков чтения и письма.
Вопрос-ответ
Что такое коррекция дисграфии?
В большинстве случаев, если ребёнку ставят диагноз «дисграфия», то для её коррекции родители выбирают занятия с логопедом. Цель логопеда – поставить и автоматизировать звуки, развить навыки мелкой моторики, внимание и память, а также повысить узнаваемость зрительных образов и слухового сосредоточения.
Можно ли исправить дисграфию?
Самостоятельно дисграфия не проходит. Она требует направленной коррекции, регулярной работы с логопедами, педагогами, психологами, поскольку нередко протекает на фоне других речевых расстройств (алалии, дислексии, афазии).
Как скорректировать дисграфию?
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа нейропсихолога, нейролингвиста, логопеда, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны обязательно пройти нейропсихологическую коррекцию.
Кто занимается коррекцией дисграфии?
Чаще всего коррекцией дисграфии занимаются логопеды или нейропсихологи. Существуют различные классификации дисграфий, которые чаще всего основаны на типах ошибок в тетрадях ребенка. Чаще всего в качестве причин дисграфии называют: нарушения слухового восприятия, нарушения зрительного восприятия, памяти, внимания.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте специальные упражнения для развития мелкой моторики. Игры с конструкторами, рисование и лепка помогут улучшить координацию движений рук, что положительно скажется на навыках письма.
СОВЕТ №2
Создайте комфортную и спокойную обстановку для занятий. Убедитесь, что у ребенка есть удобное место для письма, хорошее освещение и минимальное количество отвлекающих факторов.
СОВЕТ №3
Регулярно проводите занятия по коррекции письма, используя специальные методические материалы. Это могут быть тетради для тренировки письма, карточки с буквами и звуками, а также игры на развитие фонематического слуха.
СОВЕТ №4
Обратитесь к специалисту, такому как логопед или психолог, который поможет разработать индивидуальную программу коррекции дисграфии и даст рекомендации по работе с ребенком.