"ДИАГНОСТ"

Медицинский центр

Напишите нам

info@mc-diagnost.ru

Работаем

пн-пт: 08-00 до 17-00
сб-вс: 08-00 до 14-00

Коррекция дисграфии

Чтобы правильно написать предложение, его необходимо мысленно выстроить, проговорить, разбить на составляющие слова, обозначить границы каждого слова и сохранить нужный порядок написания. В том случае, когда у ребенка есть нарушение хотя бы одной из следующих функций: слуховой дифференциации звуков, звукового анализа, пространственного представления, правильного произношения звуков, зрительного анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи – можно говорить о дисграфии.

Дисграфией называют специфическое расстройство письменной речи, что проявляется многочисленными типичными ошибками и обусловлено несформированностью высших психических функций, которые непосредственно участвуют в процессе овладения навыками письма. Без специального обучения устранить такие ошибки невозможно. А учитывая то, что подобные нарушения являются серьезным препятствием для овладения детьми грамоты, обязательно требуется коррекция дисграфии.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Поскольку расстройство письменной речи обнаруживается, как правило, когда ребенок идет в школу, то и коррекция дисграфии обычно проводится именно в этом возрасте.

Коррекцией дисграфии у младших школьников занимается логопед и детский психолог. Первый разрабатывает тактику занятий, направленных на устранение нарушений, а второй помогает ребенку преодолеть сложности в отношениях с одноклассниками и педагогами в школе, ведь таких деток обычно считают неспособными к обучению, и они часто становятся объектом насмешек.

Существует множество способов коррекции дисграфии у школьников младших классов, среди которых можно выделить:

  • Исправление дефектных звуков;
  • Развитие памяти и мышления;
  • Формирование фонематического восприятия слов;
  • Развитие способностей анализа и синтеза слов;
  • Улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • Формирование звуко-буквенного анализа;
  • Развитие способностей выстраивать фразы и связные предложения (связную речь);
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование грамматической стороны речи;
  • Письменные занятия для закрепления усвоенных навыков.

Врачи, занимающиеся коррекцией дисграфии, подчеркивают важность раннего выявления и индивидуального подхода к каждому ребенку. Специалисты отмечают, что дисграфия может проявляться в различных формах, и для успешной коррекции необходимо учитывать не только уровень письменной речи, но и сопутствующие проблемы, такие как дислексия или нарушения внимания. Врачи рекомендуют использовать комплексные методы, включая логопедические занятия, игровые техники и современные технологии, что позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Также акцентируется внимание на сотрудничестве с родителями, которые играют ключевую роль в поддержке и мотивации ребенка. В целом, мнения врачей сходятся на том, что с правильным подходом и терпением можно значительно улучшить навыки письма у детей с дисграфией.

Коррекция дисграфии.Коррекция дисграфии.

Коррекция оптической дисграфии

Всего выделяют пять разновидностей дисграфии, которые различают по виду несформированности или нарушения определенных операций письма:

  1. Артикуляторно-акустическую, которая связана с нарушением фонематического восприятия, артикуляции и звукопроизношения;
  2. Акустическую, обусловленную нарушением только фонемного распознавания;
  3. Аграмматическую, характеризующуюся недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  4. Обусловленную несформированностью языкового анализа и синтеза;
  5. Оптическую, которой свойственны нарушения зрительно-пространственных представлений.

Последняя – одна из наиболее встречаемых форм дисграфии, характеризующаяся неустойчивостью зрительных восприятий, в результате чего ребенок не распознает отдельные буквы или незнакомые ему шрифты и как результат, при письме путает графические сходные рукописные буквы.

В своей книге «Коррекция оптической дисграфии» учитель-логопед высшей категории с многолетним стажем работы Елена Витальевна Мазанова предлагает проводить коррекционно-логопедическую работу по таким направлениям, как:

  • Формирование пространственных и временных представлений;
  • Развитие слухового анализа и синтез;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • Развитие способности узнавать предметы по чувственным восприятиям (цвету, величине, форме);
  • Расширение объема зрительной памяти;
  • Обучение графической символизации;
  • Формирование графомоторных навыков;
  • Обучение дифференциации букв с кинетическим и оптическим сходством.

Для реализации данных заданий коррекция дисграфии по Мазановой включает самые разнообразные упражнения.

Например, с целью улучшения цветового восприятия проводятся занятия по:

  • Подбору или группировке картинок к определенному цветовому фону;
  • Называнию цветов изображенных предметов;
  • Закрашиванию геометрических фигур в определенные цвета и т.д.

Для развития предметно-зрительного гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям) практикуются упражнения по:

  • Называнию контурных, наложенных, зашумленных и перечеркнутых изображений предметов;
  • Определению, что нарисовано неправильно;
  • Дорисовыванию нарисованных наполовину предметов и их называнию и т.д.

Для развития зрительной памяти при коррекции дисграфии проводятся занятия по:

  • Запоминанию картинок или предметов и нахождению их среди похожих объектов;
  • Запоминанию ряда изображений с последующим воспроизведением;
  • Запоминанию последовательности расположения с последующим восстановлением перепутанных предметов и т.д.

Для коррекции дисграфии Мазанова рекомендует особое внимание уделять дифференциации букв на всех уровнях организации речевой деятельности в такой последовательности: при изолированном написании букв, их написании в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

Коррекция дисграфии — важная тема для многих родителей и педагогов. Многие отмечают, что своевременное вмешательство специалистов значительно улучшает навыки письма у детей. Родители делятся положительными отзывами о занятиях с логопедами, которые используют индивидуальный подход и современные методики. Важно, что коррекция не только помогает справиться с трудностями в письме, но и повышает уверенность ребенка в себе. Некоторые родители подчеркивают, что занятия в группе также способствуют социализации и развитию коммуникационных навыков. Однако, несмотря на положительные результаты, многие сталкиваются с трудностями в поиске квалифицированных специалистов и доступных программ. В целом, обсуждения на форумах и в социальных сетях показывают, что поддержка и понимание со стороны взрослых играют ключевую роль в успешной коррекции дисграфии.

Коррекция дисграфии и дислексии

Довольно часто дисграфия сочетается с дислексией, которая проявляется нарушениями процесса чтения (чаще всего пропусками отдельных букв и даже слогов) и обусловлена сложностью распознавания букв, недоразвитостью внимания и трудностью пространственного восприятия.

При наличии у ребенка обоих этих нарушений к коррекции требуется подход, который включает в себя 4 этапа:

  1. Диагностический;
  2. Подготовительный;
  3. Коррекционный;
  4. Оценочный.

Диагностический этап подразумевает изучение состояния лексико-грамматической стороны речи у ребенка, написание с детьми диктантов и анализ результатов.

Подготовительный период коррекции дисграфии и дислексии включает занятия на общее развитие моторики, памяти, пространственно-временных представлений и мышления.

Коррекционный этап направлен на преодоление расстройств. Занятия проводятся преимущественно на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровнях. Также работа подразумевает устранение проблем со звукопроизношением, речью и чтением.

На последнем этапе оценивают результаты методом проведения повторных проверок навыков чтения и письма.

Коррекция дисграфииКоррекция дисграфии

Вопрос-ответ

Что такое коррекция дисграфии?

В большинстве случаев, если ребёнку ставят диагноз «дисграфия», то для её коррекции родители выбирают занятия с логопедом. Цель логопеда – поставить и автоматизировать звуки, развить навыки мелкой моторики, внимание и память, а также повысить узнаваемость зрительных образов и слухового сосредоточения.

Коррекция дисграфии. Различаем буквы П и Б #логопедтюменьКоррекция дисграфии. Различаем буквы П и Б #логопедтюмень

Можно ли исправить дисграфию?

Самостоятельно дисграфия не проходит. Она требует направленной коррекции, регулярной работы с логопедами, педагогами, психологами, поскольку нередко протекает на фоне других речевых расстройств (алалии, дислексии, афазии).

Как скорректировать дисграфию?

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа нейропсихолога, нейролингвиста, логопеда, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны обязательно пройти нейропсихологическую коррекцию.

Кто занимается коррекцией дисграфии?

Чаще всего коррекцией дисграфии занимаются логопеды или нейропсихологи. Существуют различные классификации дисграфий, которые чаще всего основаны на типах ошибок в тетрадях ребенка. Чаще всего в качестве причин дисграфии называют: нарушения слухового восприятия, нарушения зрительного восприятия, памяти, внимания.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте специальные упражнения для развития мелкой моторики. Игры с конструкторами, рисование и лепка помогут улучшить координацию движений рук, что положительно скажется на навыках письма.

СОВЕТ №2

Создайте комфортную и спокойную обстановку для занятий. Убедитесь, что у ребенка есть удобное место для письма, хорошее освещение и минимальное количество отвлекающих факторов.

СОВЕТ №3

Регулярно проводите занятия по коррекции письма, используя специальные методические материалы. Это могут быть тетради для тренировки письма, карточки с буквами и звуками, а также игры на развитие фонематического слуха.

СОВЕТ №4

Обратитесь к специалисту, такому как логопед или психолог, который поможет разработать индивидуальную программу коррекции дисграфии и даст рекомендации по работе с ребенком.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Записаться на прием

+7 (343) 289-01-65

График работы клиники:

пн-пт: 08-00 до 17-00
сб-вс: 08-00 до 14-00

Адрес клиники:

Екатеринбург, Вторчермет, ул. Военная, 14

ООО «МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР-ДИАГНОСТ»

ИНН 6679113968

ОГРН  1186658007370

лицензия Л041-01021-66/00325952 от 02.08.2018

© 2022 “ДИАГНОСТ” медицинский центр

Обращаем Ваше внимание на то, что цены на услуги и сроки готовности результатов анализов, опубликованные на сайте носят информационный характер. Информация на сайте не является публичной офертой. Всю информацию необходимо уточнять у администрации клиники.